Если это правда, то я тоже нацист
Эта выдумка Путина об украинских нацистах является серьезным оскорблением для тех, кто испытал нацизм на своей шкуре и на шкуре своих близких. Это свидетельства выживших.
В последний раз, когда в Умань пришла война, город был оккупирован фашистами.
Сейчас 83-летней Ольге было всего два года, когда в ее деревню пришли солдаты.
Мы сидим за столом в еврейском общинном центре в Умани, городе немного западнее центральной Украины. Стены центра увешаны улыбающимися фотографиями семейных встреч и коробкой мацы, приложенной к представлению о шаббатней трапезе.
Ольга наблюдает, как чай в ее чашке постепенно становится горько-темно-коричневым. Он не трогает печенье на столе. Она живет в нескольких милях от того места, где выросла.
«Нас отвезли на 5 км [три мили] в поле. Я был с мамой и бабушкой», — рассказывает он нам. «Когда мы добрались до лагеря, рвы уже были вырыты. Они начали стрелять. Нас окружили собаки, полицейские, чтобы никто не убежал.
«Люди начали падать в канаву. Жизни, смерти, травмы. Начали с утра и шли до полудня. Потом насыпали земли и ушли.
«Два мальчика шести и семи лет выжили. Стали искать других выживших. Меня вытащили руками».
Ольга выжила, ее прятала семья до конца войны.
Она одна из трех переживших Холокост за столом. Другие истории не менее шокируют. Семья Дмитрия жила в лесу, спасаясь от нацистов. Евгений помнит, как чудом сбежал из подвала, когда нацистские солдаты попытались отравить его выхлопными газами. Войну пережили только его мать и он.
Неоднократные обвинения президента России Владимира Путина в том, что Украина должна быть денацистской, особенно оскорбительны для группы, пережившей оккупацию.
«У меня много родственников в России. Они начинают говорить мне, что у нас много нацистов», — говорит Дмитрий.
«Я говорю им, если это правда, то я тоже нацист. Вы тоже можете убить меня».
«Путину здесь нечего делать, — говорит Ольга. «То, как он высмеивает мирных людей, просто невообразимо».
Теперь, когда им за 80, они обнаруживают, что их родной город столкнулся с новой угрозой.
Город Умань известен как место паломничества ортодоксальных евреев, посещающих могилу раввина Нахмана, основателя брацлавского хасидского движения. Ежегодно во время праздника Рош ха-Шана в город прибывают тысячи молящихся.
На улицах, близких к могиле, пока тихо. Плакаты на иврите, рекламирующие ПЦР-тесты, мягко развеваются на ветру. Нам говорят, что из примерно 2000 брацлавских евреев, которые живут в городе круглый год, осталось только от 50 до 100. В первые дни войны в Умань попала ракета, погиб велосипедист. Многим этого было достаточно, чтобы решить уйти.
Умань находится менее чем в 160 км от молдавской границы. Благодаря дорогам, ведущим из Днепра на восток, Одессы на юг и Киева на север, через город прошло много эвакуированных, бежавших из своей страны. Часть оставшейся еврейской общины начала помогать.
«Мы решили предоставить им место для сна, гостиницу и медицинский центр», — говорит раввин Натан Бен Нун, президент фонда раввина Нахмана. "Война нехорошо, но мы должны делать лимонад из лимонов, вы знаете?"
Одна из крупнейших синагог в Европе, брацлавская хасидская синагога может вместить тысячи верующих на своих трех этажах.
Обычно заполненный только во время Рош ха-Шана, теперь это пещерное пространство используется как приветственный центр, открытый для всех, независимо от религии, в качестве первого порта захода, когда они прибывают в город. Пространство используется для пожертвований одежды — груды джемперов, шерстяных шапок и футболок разбросаны по скамьям — и волонтеры готовят еду для всех, кто в ней нуждается. Подвал синагоги, обычно используемый для церемониального омовения - миквы, теперь является бункером. Матрасы сложены на деревянных скамьях для переодевания.
«У нас здесь останавливалось до 200 человек», — говорит Ирина Рыбницкая, юрист фонда раввина Нахмана, которая помогала организовывать акции протеста в синагоге. «Некоторые спали всю ночь. В первый день войны все были напуганы. Никто не знал, что делать.
«Хасидская община и украинцы стали намного ближе. Они не делают различий между евреями и неевреями. Это не имеет значения».
Многие эвакуированные уехали в спешке, не имея ни вещей, ни денег, ни представления о том, куда им идти. В некоторых городских гостиницах из бетонных блоков, обычно заполняемых паломниками лишь раз в год, семьям были найдены комнаты, оплачиваемые еврейскими фондами.
В одной гостинице, где проживает более 100 семей, которые теперь зависят от доброты незнакомцев, мы встречаемся с семью членами семьи Еремец. Около двух недель назад они бежали из оккупированного Россией города Херсона. В углу их гостиничного номера свалены три ящика для инструментов.
«Я работаю в IT, но могу и мебель делать», — сказал один из членов семьи, Дмитрий.
«Я подумал, что, возможно, где бы мы ни оказались, это может быть полезно».
Они собирались спать в своей машине, когда наткнулись на фундамент.
«Мне почти 70, — говорит дедушка Виктор. "Но я никогда не видел ничего подобного в своей жизни. Они просто сказали - вот все, что вам нужно. Мы не ожидали этого".
«Пока я жив, я буду очень благодарен этим людям», — говорит его дочь Ина.
В столовой отеля находим раввина Лирона Эдери. Помимо организации проживания в отеле, он также покинул свой город Кривой Рог, родной город президента Украины Владимира Зеленского. Раввин Эдери говорит, что он думал о своей матери, пережившей Освенцим, и о том, что она подумала бы о вторжении, насилии, страхе, которые были осуществлены Россией во имя избавления Украины от нацистов.
«Я считаю, что человек, обвиняющий кого-то в чем-то, должен сначала посмотреть в зеркало», — говорит он.
Commenti
Posta un commento