В России ситуация ухудшается. Многие хотят эмигрировать

В России ситуация ухудшается. Многие хотят эмигрировать

Россия. Хрул (профессор этики СМИ): «Ситуация ухудшается. Многие хотели бы эмигрировать, особенно образованные люди»

Виктор Хрул
«Я боялся остаться в России навсегда, если они закроют границу, но теперь я в Аахене и я в безопасности». Так рассказывает SIR 58-летний Виктор Хруль, который преподавал этику СМИ в Национальной школе экономики в Москве, а вместо этого сейчас находится в немецком городе благодаря стипендии Католической службы академических обменов (Каад). Это был «спасательный пояс, пока я был в беде». Он уехал навестить сестру в Беларусь в начале марта, а затем, узнав о новом законе о внесении изменений в Уголовный кодекс для наказания тех, кто плохо отзывается о «спецоперации в Украине», решил пересечь границу с Литвой, не вернувшись в Москве.

Каковы ваши перспективы, профессор?

Я разослал много писем с заявлениями в различные академические и католические институты. Пока ничего, но я настроен оптимистично.
Дело в том, что академики, бежавшие из Украины, имеют приоритет и на них выделяется много ресурсов.
Но война закончится, и они вернутся в свои учреждения; для русских и белорусов, с другой стороны, ситуация останется сложной, потому что нет никаких признаков того, что этот режим скоро рухнет, и поэтому нет возможности вернуться. Если я ничего не найду, я пойду к своим детям, и они позаботятся обо мне.

Не идет ли речь о возвращении в Россию?

Может быть, меня и впустят, но тогда я попаду в черный список, и меня уже никогда не выпустят;
с учетом того, что я всегда открыто выражал свою позицию, на меня могли подать в суд. С февраля под судом находятся 150 журналистов. Трое моих коллег сейчас в тюрьме. Я ненавидел думать о том, что никогда не вернусь в Россию, но теперь это гипотеза, которую я выдвигаю все чаще и чаще. Единственная возможность вернуться — смена власти и ситуации, снятие статей Уголовного кодекса, введенных в марте.

Вы можете сказать, сколько академиков уехало из страны?

Цифры - предварительные - путешествуют между 15 и 20 тысячами, но помимо цифр - которые, я полагаю, будут увеличиваться -
все меньше и меньше шансов остаться в России и получить работу, не требующую демонстрации лояльности власти.
У меня складывается впечатление, что мы возвращаемся не только во времена Брешнева, когда можно было по некоторым направлениям проводить исследования без идеологического подтекста, но и во времена Сталина, когда нужно было выражать явную поддержку правителю.
Ситуация явно ухудшается, что многие хотели бы эмигрировать, особенно образованные люди,
но так как многие консульства не работают, визы получить сложно. И мало стран принимают россиян без виз: Эмираты, Казахстан, Израиль, Турция, Грузия и Армения. Я бы добавил, что российские вузы, которые в последние два года преподавали дистанционно, осознали, что многие преподаватели находятся за границей. По решению правительства теперь вдруг решено, что надо вернуться в присутствие, а кто не вернется в университет, тот уволен.

А какова судьба диссидентских движений, которые воюют в России?

Это сопротивление имеет большое значение и ценность. Есть смелые люди, которых арестовывают, штрафуют, судят во время демонстрации.
Это сигнал всему миру, что да, русские против войны, но с точки зрения политического веса и возможности перемен, я не думаю, что они что-то могут сделать.
Западникам всегда сложно объяснить, насколько эффективна пропаганда в России. Если протестует группа студентов, окружающие выкрикивают лозунги в поддержку войны. С большой болью должен признать, что довольно близко к истине то, что 75% населения поддерживает президента и войну в Украине; те, кто не согласен, составляют меньшинство и не имеют политических средств повлиять на судьбу России. И поэтому перед лицом риска, который влечет за собой пребывание, все те, кто может покинуть страну, до закрытия границ, поскольку время от времени мы слышим, что это вот-вот произойдет.

Как тогда могут произойти изменения?

На протяжении всей истории изменения происходили по-разному. Мои коллеги на Западе думают о перевороте, но я пессимистично смотрю на эту возможность. Более того, нынешние деятели очень лояльны к президенту, и уже запятнали себя военным преступлением, как сейчас на Украине, так и ранее в Крыму и поэтому если они придут к власти, то все равно будут проблемными лидерами, с западной точки зрения. Президент умудрился выстроить такую ​​ужасную систему, что если не он, то его преемник воспроизведет те же ценности, подходы, механизмы.

Я не думаю, что к власти может прийти более демократичная фигура, которая инициирует серьезные изменения. Но я думаю, что исторически диктаторов убирали по-разному и по разным сценариям.
Я не знаю, как сложится судьба России, я не политолог, но вижу, что на данный момент нет явных признаков возможных перемен.

Значит, надежды на демократию для России нет?

Вся концепция демократии сейчас очень скомпрометирована, это не лозунг с положительной ценностью, он имеет негативные коннотации.
Люди предпочитают порядок, сильную руку в ущерб демократическим свободам.
Россия обречена на такое управление. И это основная причина, почему мои западные коллеги не понимают меня и приглашают вернуться в Россию, чтобы внести свой вклад в восстание, а русские не хотят падения Путина. Пока россияне не поймут, что такое хорошо и что такое плохо, изменить ситуацию будет невозможно. Любой революционер, пришедший к власти, столкнется с теми же людьми. У нас был опыт перестройки со многими надеждами на перемены к лучшему, но
Главной проблемой перестройки были граждане Российской Федерации, потому что они никогда не испытывали свободы, а когда она пришла, были разочарованы, потому что не знали, что с ней делать.
Фактически через 10 лет поддержали господина Путина, ради стабильности, работы, низкой, но стабильной зарплаты и фактически возвращения в СССР.

Как вы оцениваете позицию Православной Церкви?

Иерархия проводит операцию сакрализации войны: это видно по приговорам патриарха и многих митрополитов и это оказывает огромное влияние на общество.
Если что-то считается священным, это больше не обсуждается, это больше не критикуется, в этом не сомневаются. Для христианской церкви опасно терпеть такой вопиюще несправедливый процесс, как война. Раздались критические голоса, когда 300 священников написали письмо против войны. Даже епископ Литвы сначала критиковал войну, но потом по неизвестным причинам изменил свою позицию и теперь наказал нескольких священников в Литве.

С другой стороны, как, по вашему мнению, движется католическая церковь в России?

У католиков более простая позиция, потому что они смогли встать на сторону Папы и смогли процитировать фразы Франциска и социальное учение Церкви. Однако однозначной оценки ситуации нет даже среди католиков, даже если большинство из них читает ее правильно.
И их молчание, то, что они не поддерживают войну и не делают политических заявлений, — это позитив, полезный modus vivendi. Они рискуют подвергнуться преследованию и изгнанию.
Было дело священника, настоятеля прихода св. Петра и Павла в Москве, дона Фернандо Вера, мексиканца с 15-летним стажем в России, которому перед Пасхой аннулировали вид на жительство и через два дня он должен был покинуть страну , без конкретных объяснений такого решения. Он был очень активным приходским священником и очень любил прихожан. Если в стране станет господствовать климат охоты на ведьм, на что ссылается президент Путин, когда это произойдет в марте, то католики, в основном люди с российскими паспортами, станут легкой мишенью, поскольку католическая религия не упоминается в Религиозном кодексе 1997 года. Действуйте как традиционная религия Федерации. А епископы и священники стараются не повторить ситуацию сталинских гонений.

Что диссиденты делают за границей? Вы хотите эволюции для будущего России?

Виртуальных пространств много, на YouTube или в Telegram.
Основной вклад заключается в том, чтобы найти способ информировать людей о том, что происходит.
Многие журналисты, уехавшие из России, открыли свои социальные каналы и ежедневно анализируют и сообщают новости. В сети много материала и много дискуссий, даже о санкциях (которые в основном касаются среднего класса) или об исключении россиян из научных коллабораций: такие эпизоды, как ЦЕРН, отменивший все контракты с русскими, или призыв Зеленского не выдавать визы россиянам болезненный. Критикуют не только то, что происходит в России, но и то, что происходит на Западе по сравнению с Россией и что иногда не очень продумано. Однако это очень живое и активное движение, немного похожее на то, что было создано после большевистской революции 1917 года.

Commenti