Суд над Николаем Автуховичем
В Белоруссии за теракт и нападение на Лукашенко судят пенсионерку, священника и безногого активиста, в том числе Николая Автуховича
В Беларуси продолжаются слушания по резонансному "делу Автуховича". На скамье подсудимых - 12 человек, включая семью священника, пенсионерку и 62-летнего политзаключенного с инвалидностью.
По данным следствия, "члены преступной группировки" подрывали дома и машины сотрудников органов, планировали взять в заложники российских военных на территории Беларуси и не исключали возможность физического устранения Александра Лукашенко.
Главному обвиняемому, 59-летнему предпринимателю и активисту Николаю Автуховичу грозит пожизненное заключение или расстрел.
Родные и близкие подсудимых называют это дело полнейшим абсурдом, а правозащитники, выражаясь более дипломатично, говорят, что судебный процесс нельзя назвать беспристрастным и справедливым.
Дочь одного из обвиняемых рассказала Би-би-си, что ее отец не знаком ни с самим Автуховичем, ни с членами так называемой группировки, в состав которой его записало следствие.
"Даже старшеклассник способен понять всю абсурдность этого обвинения, - рассказала она Би-би-си. Все эти люди - пенсионеры, инвалиды - обучались на военных базах, чтобы захватывать российских и белорусских представителей госструктур? Это полный бред".
"Мерзавцы последние"
Впервые о задержании членов "банды Автуховича" в декабре 2020 года заявил сам Александр Лукашенко.
"Мерзавцы последние. Сейчас мы их все каналы вскрыли, - сказал тогда Лукашенко. - Они везли тоннами оружие через Украину. И если бы ребята наши (я всех приказал к государственным наградам немедленно представить) их не накрыли, ох нам бы Новый год был!"
В тот же день пресс-секретарь украинского МИД Олег Николенко заявил, что Украина категорически отвергает очередные инсинуации Александра Лукашенко.
"Мантра про "оружие из Украины" четко вписывается в политику АЛ по запугиванию белорусского народа", - отметил Николенко.
Главным обвиняемым в этом деле власти назвали Николая Автуховича - бывшего политзаключенного, который дважды был судим в Беларуси по уголовным делам.
В феврале 2021 года на провластном телеканале ОНТ вышло расследование под названием "Тротил протеста". Авторы сюжета рассказали, как Автухович и его подельники якобы поджигали автомобили силовиков и готовили взрывы и убийства на территории Беларуси.
В сюжете также повествовалось о том, что Автухович ездил в Украину для закупки оружия, которое потом он нелегально провез в Беларусь. Позже это обвинение прозвучало и во время суда.
"Автухович, являясь организатором террористической группы, подыскивал себе сообщников в различных регионах из которых формировал боевые отряды для совершения актов терроризма", - заявил в сюжете начальник отдела Следственного управления КГБ Беларуси Константин Бычек.
"Очевидно, что действия Автуховича и возглавляемой им террористической группы создавали серьезную опасность массовой гибели людей", - добавил Бычек.
Юристы и правозащитники обращают внимание на то, что государственные СМИ называли как самого Автуховича, так и членов его команды террористами и преступниками еще задолго до суда, что само по себе лишает подсудимых права на беспристрастное следствие.
Кто такой Николай Автухович?
Николай Автухович - ветеран войны в Афганистане, предприниматель (в родном Волковыске у него была своя фирма такси), бывший политзаключенный.
В Беларуси его задерживали трижды: в 2005, 2009 и 2020 году.
В первый раз Николай Автухович был признан виновным в уклонении от уплаты налогов и ведении предпринимательской деятельности без регистрации и приговорен к 3,5 годам лишения свободы.
Тогда правозащитники признали его преследование политически мотивированным, расценив его как месть властей за борьбу с коррупцией в родном Волковыске. Автухович был освобожден досрочно в результате переговоров по снятию с Беларуси санкций ЕС.
В 2009 году его снова задержали, обвинив в поджоге чужого имущества, а затем в подготовке терактов против белорусских чиновников - главы Гродненского облисполкома и замминистра по налогам и сборам.
Однако в итоге Николай Автухович получил пять лет колонии по совсем другой статье - за незаконное хранение патронов и охотничьего ружья. Правозащитники признали Автуховича политзаключенным.
В интервью изданию Deuche Welle в 2014 году Автухович рассказал, что ему предлагали просить о помиловании, однако он отказался, заявив, что ни в чем не виноват.
Как и более 10 лет назад, власти и государственные СМИ выдают Автуховича за опасного преступника, который собирался устраивать теракты по всей стране и захватить власть насильственным путем.
Однако, по словам друга Автуховича, правозащитника Василия Завадского, речь идет о попытке очернить в глазах общественности "действенного и доброго" человека.
"Это человек, который не терпит несправедливости и беззакония, даже в чем-то наивный романтик", - рассказал Би-би-си Василий Завадский.
Завадский говорит, что впервые познакомился с Николаем Автуховичем в 2005 году, когда тот лежал в больнице после объявления голодовки в знак протеста против его преследования властями.
"Я тогда был начальником Службы департамента исполнения наказаний Беларуси. Я приехал в больницу попробовать уговорить его прекратить голодовку", - вспоминает Василий.
Василий встретился с Николаем Автуховичем еще раз, когда тот отбыл свой второй срок.-"Он совершенно не изменился, остался все тем же бойцом за справедливость", - говорит он.
Василий Завадский назвал выдвинутые против Автуховича обвинения бредом: "То, что сами делают - в этом пытаются обвинить других".
"Зная его характер, думаю, Николай пойдет до конца. Единственное, что могло на него повлиять, это то, что к нему притягивают столько людей, хотя эти люди страдают не из-за Николая, а из-за беззакония в стране", - добавил Завадский.
"Взятие в плен российских военных и устранение Лукашенко"
Членов "группировки Автуховича" задержали в декабре 2020 года, суд по этому делу проходит с 18 мая 2022 года в здании гродненской тюрьмы.
На скамье подсудимых - 12 человек. Среди них - 62-летний активист из Барановичей Владимир Гундарь (у него нет левой ноги), пенсионерка из агрогородка Обухово Гродненской области Галина Дербыш (она борется с онкологией) и семья православного священника Сергея Резановича.
Нельзя утверждать наверняка, были ли между собой знакомы участники группы до задержания. Согласно сюжету провластного телеканала ОНТ, какое-то время Николай Автухович проживал в доме семьи Резановичей.
Дочь Владимира Гундаря Инга Стромская говорит, что до задержания ее отец не был лично знаком ни с одним из обвиняемых.
Многие из фигурантов дела признаны правозащитным центром "Весна" политзаключенными.
Николая Автуховича и Галину Дербыш во время заседаний держат в узких клетках-стаканах как особо опасных преступников.
Процесс ведет судья Максим Филатов, ранее приговоривший активиста Витольда Ашурка к пяти годам колонии (в которой Ашурок скончался полгода спустя при невыясненных обстоятельствах).
"Вашего брата случайно уронили": близкие умершего в тюрьме белоруса Витольда Ашурка ищут правду о его гибели
Несмотря на то, что власти называют этот суд открытым, по словам Инги Стромской, на слушания пускают только по два родственника на всех подсудимых - об этом же ранее писали правозащитники из центра "Весна". Процесс освещают государственные СМИ.
Пришедшая на заседание 31 мая Стромская рассказала Би-би-си, что в зал суда пустили только ее и брата Любови Резанович: "Пришла еще дочка Галины Дербыш, но она была третьей, и ее не пустили без объяснения причин".
"Подсудимые - молодцы, - говорит Инга. - Это стойкие люди, люди чести. Государственные СМИ писали, что они здесь чуть ли не плачут. Это неправда, они держатся с достоинством, с улыбкой. Они не сломлены, ни морально, ни духом".
В чем обвиняют "террористическую банду" Автуховича?
Суммарно обвиняемые проходят по 15 статьям уголовного кодекса Беларуси разной степени тяжести, включая содействие террористической деятельности, заговор с целью захвата государственной власти и незаконный ввоз оружия.
Главный фигурант уголовного дела Николай Автухович обвиняется по 12 статьям, шесть из них - за особо тяжкие преступления. По одной из статей Автуховичу грозит смертная казнь.
Как рассказала Би-би-си родственница одного из обвиняемых, более полутора лет родным задержанных не сообщали о сути обвинения - о подробностях дела начали говорить только во время суда.
По данным следствия, подсудимые во главе с Автуховичем поджигали автомобили и дома сотрудников милиции в Гродненской области - речь идет как минимум о трех таких эпизодах.
В ночь на второе октября 2020 года члены группы якобы подготовили зажигательную смесь, после чего облили и подожгли автомобиль и одноэтажный жилой дом в Волковыске, принадлежащие сотруднику органов, следует из обвинительного заключения.
23 мая фигурантам дела закончили зачитывать обвинения. Владимир Гундарь, Николай Автухович, Ольга Майорова и Галина Дербыш виновными себя не признали, остальные признали вину частично или полностью.
29-летнему подсудимому Антону Мельхеру предъявлено лишь одно обвинение - по статье о массовых беспорядках. Он отказался от адвоката и заявил, что будет защищать себя сам.
На второй день заседания присутствовавшая на слушании провластная журналистка Людмила Гладкая начала приводить в своем телеграм-канале детали обвинения.
Как пишет Гладкая, в Украине по инициативе Главного управления разведки минобороны якобы была создана вооруженная группа, которая должна была помочь "группе Автуховича" в насильственном захвате власти, не исключая "физического устранения Лукашенко".
"Группировка Автуховича по указанию украинских спецслужб готовилась захватить российских военнослужащих на территории Беларуси. Для пыток, передачи полученных у них сведений", - пишет Гладкая, вероятно, ссылаясь на текущие события вокруг войны с Украиной, хотя подсудимых задержали задолго до начала российского вторжения.
"Забрали костыли и сказали - иди как хочешь"
По словам дочери активиста из Барановичей Владимира Гундаря Инги Стромской, о поджогах, в которых его позже обвинили, он узнал по телевизору.
Владимира Гундаря задержали 30 декабря 2020 года. В деле Автуховича он обвиняется по двум статьям: в создании преступной организации и покушении на захват государственной власти неконституционным путем. По этим статьям ему грозит до 22 лет лишения свободы.
Правозащитники признали Владимира Гундаря политзаключенным.
Инга считает, что ее отца (которого уже приговорили к трем годам колонии за неповиновение сотруднику органов - во время задержания он разбил свой телефон), могли привлечь к этому делу за переписку с Николаем Автуховичем.
"Встречались они с ним лично или нет, я не знаю, - отмечает Инга. - Всех остальных, кто сейчас находится на скамье подсудимых, папа лично не знал и раньше никогда не видел".
Инга также добавила, что за время нахождения в СИЗО на ее отца оказывалось сильное давление: среди прочего его лишали писем и встреч, не передавали необходимые ему лекарства, сажали в карцер за разговор на белорусском языке.
"После одного допроса в КГБ у него забрали костыли, на руки за спиной надели наручники и заставили до машины добираться "как захочет". Через подобное унижение они хотели заставить его сдаться и перестать верить в себя".
Владимир Гундарь не признал себя виновным ни по одной из выдвинутых против него статей.
Способ политического преследования и торга людьми
По мнению белорусского юриста Михаила Кирилюка, в деле Автуховича власти пытаются выдать торговлю заложниками за уголовный процесс.
"Здесь следует обратить внимание на личность самого Автуховича, - говорит Кирилюк. - Он уже обвинялся по политическим мотивам и был освобожден в результате санкций США и ЕС. Вне зависимости от того, что написано в обвинении, то, что сейчас происходит, это способ политического торга с США и ЕС в расчете на снятие санкций. Такой способ уже был опробован в прошлый раз".
Кирилюк также отмечает, что несмотря на заявление властей, это судебное заседание невозможно считать открытым: на нем присутствуют лишь некоторые родные обвиняемых и государственные пропагандисты, хотя уровень серьезности обвинения зашкаливает:
"Речь идет о серьезных статьях, таких как госизмена, терроризм. В правовом государстве такой суд должен быть максимально открытым, когда все речи, доказательства и факты тиражируются СМИ. Тогда судьи подвержены всеобщему вниманию и несут определенную степень ответственности перед обществом".
*По данным Международного индекса верховенства права (WJP Rule of Law index), по состоянию на 2021 год Беларусь занимает 136-е из 139 мест в шкале, определяющей степень ограниченности действий властей законом. Замыкают эту цепочку Никарагуа, Египет и Венесуэла. В течение последних пяти лет Беларусь показывала стабильно низкий результат по этой шкале. После 2020 года (тогда в стране прошли президентские выборы) этот показатель еще более ухудшился.
Commenti
Posta un commento