Не только пшеница, но и подсолнечник из Украины

Не только пшеница, но и подсолнечник из Украины

«Мы потеряли все, что заработали тяжелым трудом». Россия экспортирует из Украины не только пшеницу, но и подсолнечник

Не только пшеница, но и подсолнечник из Украины
Россия экспортирует не только пшеницу, но и подсолнечник из оккупированных областей Украины. В 2021 году обе страны были мировыми лидерами по экспорту подсолнечного масла, но теперь масло производится из украинских семян в России. Мы выяснили, кто и как ликвидирует один из символов украинского земледелия.

В середине июля представители назначенных Россией чиновников встретились с местными фермерами в оккупированном Мелитополе. С сельхозпроизводителями пообщался Андрей Сигута, называющий себя «главой военно-гражданской администрации Мелитопольской области», а до начала войны работавший депутатом Мелитопольского райсовета от пророссийской оппозиционной платформы . Украинская прокуратура обвинила его в государственной измене и коллаборационизме.

«Мы создали Государственную зерновую компанию, которая на данный момент ввела целевые цены на зерновые [продукцию], а в дальнейшем [введет] и масличные [продукцию]», — сказал Сигута, настороженно наблюдая за аграриями. Что за государство создало целую «зерновую компанию», устанавливающую индикативные (индикативные) цены, он не уточнил: такого юрлица в украинском реестре нет (хотя в стране есть своя продовольственно-зерновая компания, но это совершенно разное общество), Россия оккупировала южные области Украины де-факто, но не де-юре.

Видео с выступлением «главы военно-гражданской администрации» было опубликовано в местном пророссийском общественном мнении, реакции крестьян нет: их показывают всего на пару секунд, в кадре они взгляните на Сигуту напряженно и устало. За ним на сцене два главных символа украинского земледелия, которыми страна славится на весь мир: сноп пшеницы и букетик подсолнухов.

Украинские власти с весны обвиняют Россию в вывозе зерна с оккупированных территорий, прямо называя эти действия грабежом. Зерно из южных областей Украины транспортируется в аннексированный Крым, откуда как минимум часть урожая экспортируется в Сирию и Турцию.

Куда Россия экспортирует украденное из Украины зерно?

Однако, как выяснила Би-би-си, Россия экспортирует из Украины не только пшеницу, но и подсолнечник. До войны две страны были крупными соперниками в неформальной борьбе за лидерство в мировом экспорте подсолнечного масла. Тогда в 2021 году Украина продала за границу 5,1 млн тонн нефти (85% от добытого объема), а Россия продала 3,1 млн тонн.

Сейчас масло производится из украинских семян в России.

Откуда берутся украинские подсолнухи?

"Семенной. Черниговка (Запорожская обл.). Ростов-на-Дону. Привозит много, машины по кругу", - это объявление в закрытом WhatsApp-чате на 500 участников, в котором заказы на экспорт различной сельхозпродукции собраны из оккупированную часть Украины России.

Это объявление было опубликовано 18 июля. В этот же день в чате искали желающих привезти подсолнух из села Бунчуковка в самопровозглашенную ЛНР в Белгородской области. "Мы обеспечиваем транспортное сопровождение. Никаких драк и объездов нет, все спокойно. Везде российские блокпосты. Машины везде на лужайке", - уточняется в нем (скриншоты предоставлены одним из участников чата).

Номер телефона, указанный в объявлении, принадлежит крымскому бизнесмену, специализирующемуся на грузовых перевозках. Среди участников чата есть владельцы как российских, так и украинских номеров. Мы проверили с десяток номеров в различных госсервисах, в том числе в GetContact, где видно, как телефон одного человека числится в списках контактов других людей. Судя по ним, чат составляют водители-дальнобойщики и зерновозы или владельцы небольшого бизнеса, связанного с грузоперевозками.

Объявления игриво сопровождаются в чате смайликами, например подсолнухом или флагами России и Украины. Утром администраторы публикуют приветствие: «Добрый день, участники «движения» пшеницы.
Перевозчиков для экспорта украинского подсолнуха ищут не только в закрытых телеграм-чатах, но и в открытом поиске зерновозов. Наш корреспондент предложил разместить объявления, представившись владельцем нескольких грузовиков.

"[Семя] не украдено, это [семя], подконтрольное военно-гражданской администрации. Это чистые сделки, такого не бывает. Официально купленное семя", - например, экспедитор из Краснодарского края имени Елена застрахована в Telegram. Он искал грузовики для перевозки урожая из Токмака Запорожской области в Ростовскую область России.

В Запорожской области оккупационная администрация фактически «национализировала» сельхозпродукцию украинских госпредприятий и стратегический запас, пополняемый на случай войны. Скорее всего, именно эти продукты Елена называет «чистыми».

Колонна, сформированная Еленой, должна состоять из десяти зерновозов. Он должен был возить семя не через аннексированный Крым, а через юг оккупированного Донбасса – Мариуполь и Новоазовск. Заказчик груза, по ее словам, обещал предоставить списки транспортных средств на границе самопровозглашенной ДНР и России. Правда, первая колонна стояла там за несколько часов до этого. "Моя пришла ночью, а список пришел только утром. Пришлось ночевать на таможне. Как всегда, наша российская халатность. Немного поленились", - пожаловалась она.
Ранее автомобили с украинской сельхозпродукцией поставлялись с военным сопровождением, но теперь «не нужно», будут только спецабонементы, добавил он.

Украинский подсолнечник экспортируется не только из южных регионов Украины, но и из оккупированной части Харьковской области. «Пункт погрузки — Купянск, Украина, выгрузка — Воронежская область. Срочно! Завтра погрузка», — говорится, например, в одном из найденных корреспондентом объявлений. Даже опубликовавший ее предприниматель из Белгородской области Виктор стал уверять, что это «официально» купленные семена.

«По накладным, конечно, все сделано. У вас полный пакет документов», — сказал он корреспонденту, представившемуся владельцем зерновозов. О каких именно документах идет речь, он не уточнил.

Однако условия, при которых украинские аграрии вынуждены продавать свой урожай, нельзя назвать рыночными условиями.

На каких условиях продают семена
«У нас на базе было 1200 тонн подсолнечника и 860 тонн пшеницы. И они все разграбили. Еще было 240 тонн гороха, но я не знаю, что случилось», — говорит крупный фермер из Запорожской области.

Он сам уехал с оккупированных территорий, но его сотрудники там остались, поэтому он попросил об анонимности.

«Был украинцем, стал русским». Кто и как экспортирует зерно из Украины
По его словам, ближе к концу мая к его предприятию стала подходить русская армия и вывозить урожай. "Сначала пытались так наивно сказать караулу, мол, это не мы, это команда от командира. И непонятно, где командир. И вытащили. Денег не предложили, не платят. А охранник, что он мог сделать? Даже били», — рассказывает он.

Зерновозы, на которые грузили пшеницу и подсолнечник, были с номерами аннексированного Крыма, вспоминает фермер. По его подсчетам, общая стоимость экспортируемой продукции составляет 23 миллиона гривен (820 тысяч долларов по довоенному курсу и 620 тысяч долларов по новому курсу). Он также потерял свое оборудование — около 1,8 миллиона долларов по курсу на начало года.
"Некоторую технику удалось спрятать во дворах. Но часть угнали: машины, прицепы. Расстреляли комбайн, потому что - не знаю, желтый был, не понравился", - украинец. — жалуется фермер.

Если фермер не хочет сотрудничать с оккупационными властями, у него просто отбирают семена и другой урожай, подтверждает глава ассоциации фермеров Запорожской области Валерия Матвиенко (покинула оккупированные территории). По ее словам, для продажи любой сельскохозяйственной продукции на оккупированных территориях необходимо зарегистрироваться в «военно-гражданской администрации».
Андрей Сигута, глава оккупационной «военно-гражданской администрации» Мелитопольского района, рассказал о необходимости регистрации украинских аграриев, стоящих на фоне снопа пшеницы и грозди подсолнухов. «Мы также выдвигаем выездных регистраторов, чтобы ускорить этот процесс. Мы стараемся организовать его с минимальными трудностями для вас», — говорит он в видео, размещенном на одном из пророссийских пабликов, после чего камера снова показывает напряженные лица тех же производителей.

«Многие фермеры не хотели регистрироваться, они хранили семена какое-то время на своих складах. И вот что происходило дальше: если это крупный бизнес и его не регистрировали, то все забирали. Мы заходили на склады. ..в ангарах все погрузили и вытащили." Вытащили технику и семена. Никаких денег не предлагали. Они просто пришли и забрали все. Принесли письмо, что «ваш бизнес национализирован в пользу Российской Федерации», — говорит Матвиенко.
Мелкие и средние предприниматели, не уехавшие на свободную от российских войск часть Украины, вынуждены продавать семена по сниженной цене: по словам Матвиенко, речь идет о 150 долларах за тонну, тогда как до войны она стоила 600-600 долларов за тонну. 700 долл. в ущерб себе на пополнение оборотных средств на покупку дизтоплива и удобрений, говорит глава Запорожского областного аграрного объединения. Кроме того, подсолнечник, в отличие от пшеницы, более капризен в хранении, поэтому производители всегда стараются как можно быстрее продать его на масло.

Похожая ситуация и в оккупированной Херсонской области, говорит Александр Гордиенко, глава местного аграрного объединения. «Фермеры продают [семена], потому что нужны деньги, людей надо как-то сдерживать. Но если они и дальше будут предлагать такую ​​цену, в следующем сезоне нет смысла работать!», — говорит Гордиенко.

Что Россия делает с украинским подсолнухом
Основной семенной продукт – подсолнечное масло. Во всех объявлениях о поиске грузовиков для экспорта украинского подсолнечника конечным пунктом назначения в России оказывался тот или иной маслоэкстракционный завод.

«Отвозим на заводы сразу, на складах не разгружаем», — рассказал, например, перевозчик по имени Виктор корреспонденту Би-би-си, который искал грузовики для доставки семян из оккупированной Харьковской области.
В одном из его рекламных объявлений конечным пунктом назначения была Верхняя Хава, поселок в Воронежской области, где работает маслоэкстракционный завод, входящий в группу «Благо». Среди других локаций объявлений по найму зерновозов — поселок Гигант Сальского района Ростовской области, где также находится маслозавод, а также «Луговая улица, дом 9» в том же Ростове-на-Дону. Дон. По этому адресу находится офис одной из крупнейших агропромышленных групп России «Юг Руси». Сами компании не ответили на вопросы.

О каких томах идет речь, неясно. В одном из объявлений указывалось, что зерновозы должны забрать 5000 тонн, в другом - 3000. Для сравнения: крупный фермер из Запорожской области, покинувший оккупированные территории, потерял 1,2 тысячи тонн.
В мае и июне на российском рынке — в профильных чатах и ​​на форумах — было «значительное количество непонятных предложений подсолнечника» в основном в южных регионах России или в Крыму, говорит директор агентства сельскохозяйственных исследований «СовЭкон рынок» Андрей Сизов. По его наблюдению, это были небольшие партии от нескольких десятков до нескольких сотен тонн, оплачиваемые наличными и по цене ниже рыночной: вместо 25-27 тысяч рублей - около 20 тысяч рублей (около 350 долларов по официальному курсу Центральный банк).

«Во-первых, можно предположить, что это было предложение какого-то украинского подсолнечника. Нельзя сказать, что это было что-то решающее с точки зрения рынка и цен из-за его небольшой доли», — заключает Сизов.

При этом своего подсолнечника в России уже достаточно: в 2021 году урожай был рекордным и превысил 15,5 млн тонн (против 13,3 млн тонн в 2020 году). На экспорт она не идет: чтобы полностью обеспечить внутренний рынок сырьем и не допустить роста цен, российские власти начали искусственно ограничивать экспорт семечек подсолнечника. Это было сделано за счет экспортных пошлин — с начала 2021 года они стали, по сути, запретительными. По этой причине фиксируются рекордные запасы: по разным оценкам, их объем может варьироваться от нескольких сотен тысяч до одного миллиона тонн. Формально также возможен экспорт нефти за границу, но экспорт регулируется квотами и теми же пошлинами.

Еще одна возможная причина, по которой украинские семена не экспортируются в Россию в таких объемах, как пшеница, — логистика. «Никто в мире не экспортирует подсолнечник в чистом виде, он на 30% легче пшеницы, а перевозка подсолнечника — это как перевозка воздуха», — поясняет Степан Капшук, генеральный директор объединения «Укролияпром» («Укрмаслопром»).

«Зачем носить кожуру, если можно сделать масло?» - добавляет украинский фермер. «Они [оккупационные власти] сделали ставку на переработку семян. Они экспортируют готовое масло через Крым и далее в Россию», — подтверждает Валерия Матвиенко, председатель Запорожского областного объединения фермеров.
Только в оккупированной части Запорожской области есть два маслоэкстракционных завода: в Мелитополе и Пологах. В мае, по данным пресс-службы ВСУ, российские военные прибыли на завод в Пологах и забрали хранящуюся там нефть. Местный фермер сообщил, что завод частично разрушен и не работает: в начале июня он был обстрелян украинской армией, так как, по утверждению украинской стороны, на его внутренней территории русские оборудовали склад боеприпасов и горючего.

Но Мелитопольский завод видимо работает. «Идет обработка, и это чувствуется. Поверьте, здесь такой приятный аромат, что его можно учуять даже за три километра», — рассказал местный фермер. О том, что завод продолжает работать, услышал и глава аграрной ассоциации Херсонской области Александр Гордиенко.

Правда, владелец Мелитопольского маслоэкстракционного завода Сергей Желев заявил Би-би-си, что в действительности предприятие не работает. Услышав в вопросе корреспондента прилагательное «занят», Желев, оставшийся в Мелитополе, тут же прервал разговор. Ранее украинские СМИ писали, что Желев близок к Евгению Балицкому, местному бизнесмену и бывшему депутату Верховной Рады Украины от пророссийской «Партии регионов», возглавляющей «военно-гражданскую администрацию» Украины. Запорожская область. Аналогичную структуру в самом Мелитополе возглавляет Галина Данильченко, бывший бухгалтер одной из фирм Балицкого.

Украина обвиняет и в предательстве, и в коллаборационизме.
Пожилой фермер из Запорожской области говорит, что в 2021 году собрал «отличный урожай» подсолнечника. 23 февраля, за день до войны, он договорился продать мелитопольскому элеватору 80 тонн семян по цене 20 000 гривен за тонну. - 700 долларов по довоенному курсу.

«Я собирался туда 27 февраля, все разбирал. Думал [на вырученные деньги] купить комбайн, как раз хватит на первый взнос. Но 24 числа началась война, и все развалилось. т" Я не знаю, что сейчас происходит с моим урожаем. Мы потеряли все, что приобрели за 29 лет напряженной работы».

Commenti